История, Наука, Искусство: Ноам Хомский - Цитаты - Государство

Поиск по этому блогу

2018-03-12

Ноам Хомский - Цитаты - Государство


Цитаты из выступления в Центре поэзии, Нью-Йорк,
16  февраля 1970 года







Человек рожден для того, чтобы
познавать и творить, и когда взрослый или
ребенок познает и творит, исходя из 
собственного свободного выбора, 
тогда, по его собственным представлениям, 
он стано­вится художником, 
а не орудием произ­водства или хорошо 
обученным попугаем.



Довольно часто
спрашивают: если люди действительно
желают свободы, хотят ли они ответствен­ности,
которая ее сопровождает, или они
предпочтут, чтобы ими правил 
великодуш­ный хозяин? 
Соответственно, защитники
существующего распределения власти ­
придерживаются той или иной версии идеи
о счастливом рабе. 
Двести лет назад Руссо
осуждал склонных к софистике 
политиков и интеллектуалов, 
которые искали способы
скрыть эту истину, и настаивал, 
что первое из естественных 
прав человека — свобода:
«Они приписывают людям 
естественную склонность к рабству... 
они не задумыва­ются
 над тем, что со свободой дело обстоит
так же, как с невинностью 
и добродетелью, цену которым 
ощущаешь, лишь пока ими обладаешь, 
и вкус к которым утрачиваешь,
едва их теряешь».


­

Поскольку я интересуюсь
нашим обществом, позвольте мне ­
высказать несколько простейших 
соображений
о роли государства, 
его вероятной эволюции и 
идеологических предпосылках, которые 
сопровождают и иногда искажают
восприятие этого феномена. 
Для начала
стоит разделить две системы власти: 
поли­тическую систему и экономическую ­
систему. В принципе первая состоит из ­
народных представителей, 
которые определяют
общественную политику, а вторая является
системой частной власти — системой ­
частных империй — 
свободной от обществен­ного
 контроля, за исключением отдален­ного
 и опосредованного, как это бывает,
например, когда тоталитарные диктаторы
и феодалы вынуждены реагировать на ­
общественное мнение. Такая система 
ор­ганизации общества имеет неизбежные
последствия. 

Во-первых, авторитарная
психология незаметно накладывает ­
отпечаток на массовое сознание
 — сознание людей, 
вынужденных подчиняться приказам.  
Думаю, что сверху этот фактор влияет
и на характер культуры в целом: 
представ­ление
 о подчинении властям, о необходи­мости
 диктата. И меня восхищает и радует
то, как современная молодежь 
на протяже­нии
 последних лет пытается разрушить эти
авторитарные шаблоны мышления.

Во-вторых, спектр решений, кото­рые
 подпадают под общественный ­
демократический контроль, 
достаточно узок.
К примеру, в него не входят, 
и по закону
и по существу, 
некоторые ключевые ­
элементы развитого индустриального 
обще­ства: 
коммерческая, промышленная 
и фи­нансовая система в целом.

И в-третьих, в сфере, на которую
распространяется демократическое ­
принятие решений, центры частной 
властиоказывают очевидное 
и неограниченное
влияние — контролируя СМИ, 
контролируяполитические организации 
или просто ­
обеспечивая парламентскую систему 
кадрами, что, несомненно, делается. 
Недавнее ­
исследование Ричарда Барнета, 
сравнившего
биографии 400 высших 
чиновников, ответ­
ственных за принятие решений 
в после­военной
 национальной системе безопас­ности,
 показало, что большинство 
из них
«пришло из управленческих структур и ­
адвокатских контор, 
расположенных в ­пределах пятнадцати 
кварталов Нью-Йорка, ­
Вашингтона, Детройта, 
Чикаго и Бостона».
И каждое новое исследование 
подтвержда­ет
 эту картину.


К несчастью, вы не сможете ото­звать
 этих негодяев, поскольку вы их и не
избирали. Руководители корпораций,
корпоративные юристы и т. п., составля­ющие
 подавляющее большинство в ­
исполнительной власти, которая ­
обслуживается преимущественно классом
 чинуш с университетским образованием, 
остаются у власти независимо от вашего ­
голосования. Интересно, что эта правящая
элита довольно ясно осознает свою ­
социальную роль.